Арсен Каноков: «Главное лицо в школе — учитель»
На совещании Главы КБР Арсена Канокова с членами Правительства республики подведены итоги деятельности Министерства образования и науки КБР за 2010-2011 годы, а также определены основные задачи на предстоящий период.
Вопрос о том, как должна быть организована работа в сфере образования, Глава республики считает одним из самых значимых как для государственных институтов, так и для общественности. Открывая совещание, Арсен Каноков отметил, что ежегодно на строительство новых, реконструкцию и капитальный ремонт действующих школ, дошкольных учреждений, на их оснащение выделяются значительные средства. Республикой подготовлен Перечень необходимых объектов строительства для включения в разрабатываемую государственную программу «Развитие Северо-Кавказского федерального округа на период до 2025 года». В него вошли и объекты образования, подлежащие замене и реконструкции, что позволит увеличить количество детей, обучающихся в современных школах. «Также внесены изменения в бюджет на 2012 год, в дополнение к федеральным средствам республика добавит и свои, чтобы максимально эффективно решить задачи в сфере образования.. У нас примерно 110 школ, нуждающихся в капитальном ремонте, и мы планируем ежегодно ремонтировать 10 из них, а в некоторых населенных пунктах целесообразнее строить новые школы», — добавил он.
Также Глава КБР считает необходимым вывести на достаточно хороший уровень оснащенность образовательных учреждений необходимым новейшим оборудованием, осуществить модернизацию материально-технической базы и в дальнейшем повышать мотивацию педагогов и учащихся. Арсен Каноков выразил уверенность в том, что введенные с 2008 года нормативное подушевое бюджетное финансирование и новая система оплаты труда, ориентированная на учет результативности деятельности учителя, позволят довести заработную плату педагога до средней в экономике республики.
Выступая с докладом об итогах деятельности Министерства образования и науки КБР, профильный министр Сафарби Шхагапсоев отметил, что целостная многоуровневая система образования КБР, объединяющая более 350 учреждений различных типов и видов, предоставляет сегодня образовательные услуги в рамках дошкольного, общего, профессионального и дополнительного образования с контингентом обучающихся и воспитанников около 165 тысяч человек. Докладчик подчеркнул, что расходы республиканского бюджета КБР по отрасли «Образование» в 2011 году по сравнению с 2009 годом повысились на 17,8 процента, а в 2012 году — на 29 процентов. Доля обучающихся в условиях, соответствующих современным требованиям, в последние годы возросла до 74%.
По словам министра, важным мероприятием в системе образования республики стало участие в федеральном конкурсе реализации мероприятий Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы, победа в котором позволит республике получить субсидию в размере 75,48 млн. рублей и направить их, в том числе, на модернизацию муниципальных систем дошкольного образования, постинтернатную адаптацию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Для создания единого коррекционного пространства для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в республике созданы условия для получения образования по специальным (коррекционным) общеобразовательным программам всех 8 видов. Для обеспечения выполнения положений ПНПО и его направления «Развитие дистанционного образования детей-инвалидов» в республике с 2009 года осуществляется обучение детей-инвалидов с использованием дистанционных технологий. До конца 2011 года охват учащихся дистанционным обучением составил 377 учащихся. На организацию дистанционного обучения Кабардино-Балкарской Республике было выделено более 77 млн. рублей из федерального бюджета.
В рамках реализации РЦП «Модернизация учебной книги на национальных языках на 2007-2011 годы» было издано 94 наименования учебной литературы.
Продолжена работа по реализации права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на льготное получение жилья. Из федерального бюджета на приобретение жилых помещений только в прошлом году направлено 48,024 млн. рублей. Всего за период 2010-2011 гг. приобретено 89 квартир.
Имеющаяся на сегодняшний день сеть государственных образовательных учреждений НПО и СПО обеспечивает ежегодную подготовку свыше 3 тысяч квалифицированных кадров и профессиональную подготовку 3 тысяч человек из числа незанятого населения республики по 39 рабочим профессиям и 24 специальностям для 8 отраслей экономики.
Работа министерства по оптимизации и эффективному использованию бюджетных средств в 2011 году позволила увеличить заработную плату воспитателям дошкольных групп республики на 30% (9700 руб.). А благодаря внедрению новой системы оплаты труда заработная плата работников общеобразовательных учреждений выросла в прошлом году до 13685 рублей (в 2006 г. – 4344 руб.)
В ходе обсуждения информации министра особое внимание присутствовавших было заострено на проблеме нехватки высококвалифицированных кадров в сфере образования. Участники совещания с сожалением отметили, что на педагогические факультеты нередко поступают те, кто посредственно учился в школе, а потом и в вузе. В итоге выходит посредственный учитель, а это, в свою очередь, сказывается в дальнейшем на уровне знаний учеников. В этой связи Глава КБР подчеркнул, что главное лицо в школе – учитель. «Работать учителем должно быть не только престижно, но и интересно во всех отношениях. От того, какие знания мы вложим в наших детей, зависит их дальнейшая жизнь», — отметил Арсен Каноков и поручил Минобразования продумать механизмы мотивации молодых специалистов: «Надо детально продумать механизм такой мотивации. В качестве стимула может быть выделение земельных участков в сельской местности, учреждение внутриреспубликанских премий. Это должно способствовать притоку молодых, подготовленных кадров в образовательную сферу. Мы не должны допускать, чтобы наших детей обучали учителя с низким уровнем подготовки».
Также были затронуты вопросы по организации питания в образовательных учреждениях, обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жильем, необходимости повышения заработной платы работникам дополнительного образования, проведения ремонта столовых, санузлов и спортивных залов в школах республики. Глава республики обратил внимание глав муниципальных образований на то, что при формировании местных бюджетов финансирование расходов на питание учащихся должно быть защищенной статьей, и эти средства не могут быть использованы на другие цели.
Подводя итоги совещания, Арсен Каноков заявил, что намерен изменить традиционную практику заслушивания отчетов руководителей органов исполнительной власти. Помимо членов Правительства и глав муниципальных образований на подобные совещания планируется приглашать членов Общественного совета при Главе КБР, Общественной палаты КБР, представителей профильных комитетов Парламента. В отчетах Глава республики потребовал впредь акцентировать внимание не столько на достижениях, сколько на проблемах и задачах, которые предстоит решать. «Я хочу слышать мнение независимых людей, на таких совещаниях должна быть дискуссия. Замалчивание проблем не позволяет руководству республики своевременно на них реагировать. Поэтому в отчетах министров должно быть больше самокритики», — заключил Глава КБР.