Арсен Каноков: «Компромиссный вариант решения земельной реформы позволит учесть баланс интересов»

25.10.2012

Глава Кабардино-Балкарии Арсен Каноков провел заседание Общественного совета, на котором обсуждена концепция реформы земельных отношений в республике.
Охарактеризовав вопрос о земле как «принципиально важный и крайне сложный», Арсен Каноков напомнил, что поиск наиболее приемлемого решения занял почти семь лет. С 2006 года на уровне правительства трижды создавалась комиссия по подготовке земельной реформы в КБР, потому что итоги работы предыдущих комиссий не убеждали. Земельный вопрос рассматривался и на заседаниях Общественно-консультативного совета.
Предлагаемые ранее варианты, по мнению Главы, не были оптимальными, безоговорочно подходящими для республики.
«Я глубоко убежден, что остается только один ход — искать и строить компромиссный вариант решения земельного вопроса в нашей республике.
Представленная на обсуждение концепция реформирования земельных отношений в Кабардино-Балкарии, по мнению Главы КБР, является попыткой найти такой компромисс.
Арсен Каноков озвучил ключевые идеи и принципы, которые легли в основу предлагаемой концепции.
Первая – выделяются и юридически оформляются в частную собственность земельные доли (из общего массива земель сельскохозяйственного назначения) законодательно установленному кругу сельского населения. При этом авторы концепции посчитали, что будет справедливым сделать этот круг максимально широким.
Вторая идея – формы хозяйствования в аграрной сфере могут и должны быть многообразными (частными, коллективными в любых формах); они должны строиться снизу — от собственника (от собственников) земли, а не диктоваться сверху.
Третья идея – земли сельскохозяйственного назначения не могут безответственно дробиться на мелкие куски, поскольку это закрывает путь к технологическому и экономическому развитию аграрного сектора, а главное — к социально-культурному развитию села. По этой причине законодательно устанавливается нижний предел земельной площади, которая может быть отмежевана.
Четвертая идея – необходимо предусмотреть меры по сохранению тех крупных и средних хозяйств, которые уже сложились и демонстрируют эффективность как экономическую, так и социальную.
«Проведение земельных реформ необходимо строить на основе открытого, гласного и паритетного взаимодействия власти и гражданского общества», -подчеркнул Арсен Каноков.
В ходе обсуждения прозвучали мнения о необходимости бесплатного предоставления земельной доли сельскому населению, обязательном введении ценза оседлости для будущих землевладельцев, важности определения институтов гражданского общества, которые будут задействованы в организации и проведении реформы, определения ее стратегических целей и эффективности с точки зрения продвижения имиджа и региона в целом. Звучали предложения уже сейчас приступить к подготовке будущих эффективных собственников, разработке типовых проектов фермерских хозяйств по различным направлениям и на основе инновационных технологий.
Касаясь темы эффективного землепользования, Глава КБР подчеркнул, что реформа обязательно должна учитывать этот фактор: «Развитие АПК без новейших технологий невозможно. А для того, чтобы инновации пришли в отрасль, уже сегодня необходимо в каждый гектар вкладывать до полутора миллионов рублей. Много ли таких людей на селе найдется?». Отметив, что республика является одним из успешных в СКФО регионов в плане использования современных агротехнологий, Арсен Каноков сказал, что это заслуга тех людей, которые не жалеют на это ни средств, ни сил, и не учитывать их интересы при проведении реформы было бы неправильно.
Но главное все же, по его мнению, реализовать право на частную собственность – тогда будет легче двигаться дальше.
По предложению Главы КБР вынесенная на обсуждение концепция реформирования земельных отношений была принята за основу. Для ее доработки с учетом высказанных предложений и замечаний Правительству КБР поручено сформировать рабочую группу из числа членов Совета, прежде всего, разработчиков, других заинтересованных и активно поработать, чтобы выйти на оптимальный, а главное, отвечающий интересам населения республики механизм реформирования земельных отношений.