Излечить болезнь искусством
Таланту болезнь не помеха, решили работники образования Эльбрусского района и для детей с ограниченными физическими и умственными возможностями, придумали необычную программу развития. Ресурсный центр на базе шестого городского детского сада стал экспериментальной площадкой для инклюзивного творческого образования. Единственный в округе проект — «Особый ребенок» уже получил одобрение от коллег и грант от министерства образования страны.
У маленького Ильи – воспитанника ресурсного центра, недетский взгляд и удивительная тяга к книгам. Он еще не умеет читать, но любит разглядывать иллюстрации, декламирует стихи и даже поет — уже много, если учесть, что еще год назад ребенок говорить не умел.
Вместе с Ильей свыше тридцати других воспитанников учатся воспринимать этот мир по-новому. У каждого свой сложный диагноз и невообразимая тяга к жизни. Бороться с трудностями детям и их родителям теперь помогают специалисты. В 2005-ом творческой группой педагогов Эльбрусского района был разработан проект социального образования «Особый ребенок», а уже в этом году ресурсный центр приобрел статус экспериментальной площадки.
Как отмечает автор проекта, директор ресурсного центра «Особый ребенок» Зарета Моллаева, именно инклюзивное образование дает возможность каждому ребенку определить свои достоинства и пользоваться равными услугами: «Самый главный результат — это наши выпускники, которые пошли в обычные школы. Мы хотим создать такой комплекс, услугами которого пользовались дети всех возрастов».
Право на образование в России имеет каждый, однако для малышей с тяжелыми нарушениями развития практически нет детских садов. Сейчас в России около 600 тысяч детей-инвалидов, а так называемых интегративных садов — единицы. Центр «особый ребенок» на Северном Кавказе — единственный. Помимо педагогов с ребятами работают врачи-дефектологи, психологи, логопеды. За два года реабилитации в центре совсем еще маленькие детки могут пойти в обычный детский сад. Учиться говорить малышам не сложно, более того интересно. Ролевые игры, массаж, работа с педагогами, и налицо результаты.
Помещения для апробации проекта выделил первый лицей Тырныауза. Шестой детский сад принял нескольких воспитанников центра. Инициаторами изменений в системе образования нередко выступают родители таких малышей. Сегодня эту роль взяли на себя педагоги. Каждый день они борются за будущее этих малышей, расширяя границы прав и возможностей для детей, и не только «особых».